Моны
Если вы совершите путешествие в Канчанабури и Сангкхлабури, на западе центрального Таиланда, вы встретите много монов, особенно на границе с Мьянмой. Город Лампхун на севере Таиланда, как известно, являлся центром древнего монского государства Харипунджая. Моны, которых также иногда называют талайн, на протяжении веков жили в районе современного Таиланда и Мьянмы. Они говорят на монском языке, части широко распространённых языков мон-кхмерской группы. Внешне они похожи на другие народы Юго-Восточной Азии. Хотя нет достоверных данных об их численности, по приблизительным оценкам монов насчитывается около 1 130 000 в Мьянме и менее 200 000 в Таиланде.
Найденные эпиграфические надписи на монском языке датируются ещё VI веком нашей эры. Самые ранние монские государства были организованы в соответствии с индийскими политическими принципами и управлялись богом-королём, девараджей. Монские государства в Таиланде исчезли с расширением тайского влияния в XIII веке. Те, что находились в Нижней Бирме, часто пребывали в состоянии войны с бирманским государством, расположенным севернее. Даже после того, как последнее значительное государство монов пало в XIV веке, они продолжили сопротивление и многие бежали в Таиланд, их потомки в настоящее время составляют здесь монское население.
Бирманцы очень многое восприняли из монской культуры, включая систему письма. Как принято считать, моны были первыми, принявшими буддизм тхеравады в Юго-Восточной Азии, поэтому их монашеские уставы и ритуалы, глубоко почитаются сегодня.
Монская культура имеет много общего с культурами других народов, населяющих низменности Юго-Восточной Азии. Большинство монов занимается выращиванием риса, и почти все они исповедуют буддизм тхеравады.
Родство числится по линии как матери, так и отца. Традиционные верования монов в духов включали в себя культ тотемных духов, который был предметом весьма запутанной системы табу. В поклонении духам предков состояла главная цель исполнения танца калок, за всем ритуалом, продолжавшимся целый день, неусыпно следил шаман.
Ныне отличительные особенности монской культуры в быту ослабевают в большинстве районов Таиланда, значительная часть монов также утратила свой родной язык. В Мьянме большинство монов сохранило традиционную культуру. Политическое движение стремится сформирования новое монское государства в Мьянме, активно противостоя бирманскому правительству