Ват Пракэо

загруженное (28)

История появления главной святыни Таиланда - скульптуры изумрудного Будды, туманна точно так же, как окутана тайнами история древнего Сиама.Если бы в Средние века на буддистских ступах были громоотводы, как сегодня, то возможно, никогда бы не была найдена главная святыня Таиланда - изумрудный Будда. История появления этой загадочной скульптуры туманна точно так же, как окутана тайнами история древнего Сиама.

С 1782 г. небольшое изваяние из цельного куска зеленого халцедона находится в самом центре Бангкока в монастыре Ват Пракэо. Это святилище было построено еще при основателе ныне царствующей королевской династии Чакри - Раме I, причем специально для изумрудного Будды. Хотя Ват Пракэо и окружен собственной стеной, вместе с королевским дворцом он образует единый комплекс. По внутреннему периметру монастыря образуется галерея, расписанная сценами из тайского переложения Рамаяны - Рамакиен.

Ват Пракэо, пожалуй, самый классический из всех храмов Таиланда. Правильность, декоративность, красочность, смешение буддистской и индуистской символик, витражи, керамика и черты многих стилевых направлений, на пересечении которых в свое время оказался Сиам. Китайцы, кхмеры, индусы - все они приложили руку к созданию последнего классического тайского стиля - раттанакосин. Лишним подтверждением тому стала модель Ангкор Вата - главного храма кхмерской империи Ангкор, частью которой в отдаленные времена был Сиам и которая сама позже стала частью тайского королевства Аютая. Раньше на этом месте находилось поселение китайских рыбаков, но генерал Чакри попросил их сдвинуться вниз по течению реки Чаопрая.

Он перенес свою резиденцию с противоположного берега - болотистого и часто затопляемого Тонбури - на это стратегически выгодное место. Тогда же были возведены городские стены и дворцовый храм. То, что при королевском дворце обязательно должен быть храм - это аксиома для Таиланда еще со времен первых королевств. И уж коль скоро Рама I занялся восстановлением разрушенной бирманцами тайской государственности, то все ритуалы и традиции должны были быть соблюдены неукоснительно.

Большая золотая чеди или ступа Пхра Си Раттана была возведена в середине XIX века по приказу короля Монгкута, Рамы IV. Она почти стопроцентно воспроизводит форму трех ступ из Аютаи на территории разрушенного королевского дворца. В этом нет ничего удивительного. В Сиаме было обычным делом воссоздавать дворцы и храмы предыдущих правителей. Вообще ступа - это хранилище для праха. После смерти тело в соответствии с буддистской традицией должно быть кремировано. Прах помещается в урну, а затем она замуровывается в ступу. Естественно, что такая гигантская ступа могла быть только над прахом Будды. И здесь находится частица Будды, которая была передана Таиланду непальским правительством.

Сразу за золотой ступой находятся еще два очень важных сооружения - хранилище буддистского канона - Пхра Мондоб и пантеон правящей династии - Прасат Пра Тебидорн. Буддистское священное писание называется трепитакой. Дело в том, что он состоит из трех частей, а вернее, книг. Изречения Будды, комментарии и толкования его изречений и монашеский устав. Пантеон правящей династии только называется так. На самом деле, это не склеп. Там нет могил. Там помещены лишь скульптуры всех правивших королей династии Чакри, начиная с основателя Рамы I. Войти в пантеон можно только три раза в год - в день династии, день Чулалонгкорна - наиболее почитаемого в Таиланде короля, и в день рождения царствующего монарха Пумипона Адульядета. Пантеон венчает огромный пранг. Это, кстати, лишний раз подтверждает факт взаимопроникновения тайской и кхмерской культур. Поскольку пранг наиболее типичный архитектурный элемент кхмерских храмов.

В тайской традиции монастырь и храм - практически полные синонимы. Между этими двумя понятиями нет никакой разницы. Монахи живут при каждом храме, а это значит, что он одновременно является и монастырем. Ват Пракэо - единственное исключение в этой системе. И то, наверное, потому, что раньше здесь, а вернее, рядом жил король. Ват Пракэо просто переполнен всевозможными мифическими существами. Например, две ступы, в честь отца и матери Рамы I, поддерживаются ракшасами - злобными персонажами эпоса Рамакиен и главными противниками Рамы. Очень интересно, что Хануман, обезьяний царь, который помогал Раме в борьбе против ракшасов, здесь находится с ними в одном ряду. Это значит, что все они поставлены у подножия храма, дабы охранять его от любого вмешательства. Это же касается и Нага, мифического короля змей и покровителя темных сил. Его символическими изображениями украшены скаты крыш.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: